doctalovtyz (doctalovtyz) wrote,
doctalovtyz
doctalovtyz

Разворованная оборонка

Разворованная оборонка.
Генпрокуратура представила доклад о хищениях в ОПК


Разворованная оборонка. Генпрокуратура представила доклад о хищениях в ОПК

Генпрокуратура выявила многочисленные факты хищения бюджетных денег
в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) России.
Об этом заявил в среду, 29 января, генеральный прокурор РФ Юрий Чайка,
выступая на совместной коллегии
Генпрокуратуры, Министерства обороны и Министерства промышленности и торговли.

Вот как выглядит «шорт-лист» хищений
(по справочным материалам коллегии, опубликованных в «Коммерсанте»):
– В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК)
и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК)
возбуждено 48 уголовных дел,
связанных с хищениями и преднамеренным банкротством предприятий.

- Федеральной службой по оборонному заказу в 2013 году выявлено нарушений
на 35 млрд. руб., из которых 14 млрд. руб.— неправомерное использование средств.

– В интересах Минобороны в прошлом году не исполнено 87 госконтрактов,
авансирование по которым проведено на 80%.

– За три года ОСК разместила на депозитных счетах коммерческих банков
свыше 34 млрд руб.,
а полученные по ним в качестве процентов 200 млн. руб.
израсходовала на текущую деятельность и выплату премий.

– В октябре 2013 года начальство Балтийского завода
незаконно передало коммерческим структурам имущества на 23 млн. руб.

– В Хабаровском крае возбуждено уголовное дело по факту хищения более 300 млн руб.
с использованием вексельной системы
— путем создания искусственного долга Амурского судостроительного завода
перед компаний, зарегистрированной на Кипре.

– ОАК государство выделило 70,5 млрд. руб.
для реструктуризации имеющихся задолженностей,
тем не менее совокупный долг корпорации на ноябрь 2013 года
составлял более 260 млрд руб.

– С 2007 по 2012 год ОАК перечислили из бюджета 50 млрд. руб.
на реализацию проектов строительства гражданских воздушных судов.
Но вместо безвозмездного внесения денег в уставный капитал
зависимых от корпорации обществ, деньги предоставлялись предприятиям
в виде займов под проценты (иногда до 14,5% годовых).

– С 2007 года ОАК получила со своих предприятий около 4 млрд руб. дивидендов.
В то время как сами общества были вынуждены брать коммерческие кредиты,
ОАК для получения доходов на депозитах
было размещено в 2011-2013 годах более 685 млн руб.

–В Минпромторге отсутствует контроль за целевым использованием субсидий
на реализацию мер по предупреждению банкротства предприятий:
лишь 60% организаций, получивших в 2009-2013 годах более 14 млрд руб.,
достигли финансового оздоровления.

Что на самом деле происходит в ОПК,
и насколько это ставит под удар безопасность России?


– Государство само в течение 20 последних лет,
создало криминальную структуру в оборонке, декларируя приоритет рыночных отношений,
– уверен генерал-полковник Леонид Ивашова,
бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества
Министерства обороны РФ, ныне президент Академии геополитических проблем
.
– В эту структуру включены высшие чиновники соответствующих министерств и ведомств,
предприятия ОПК, которые могут давать чиновникам возможность зарабатывать,
а также правоохранительная система, которая и законы соответствующие проталкивает,
и не замечает совершаемых в оборонке преступных деяний.

Поэтому когда сегодня господин Чайка вдруг открывает глаза, и обнаруживает,
что кругом воровство, он должен, прежде всего,
посмотреть на деятельность Генпрокуратуры.
И спросить себя: почему прокуратура это допустила,
и почему нарушения выявляются только в режиме кампанейщины?

«СП»: – В советской оборонке такое было возможно?

– Советская система производства и закупок вооружений было довольно простой,
но эффективной, а главное – плановой.
В ней вывести крупные суммы денег из оборонного заказа было невозможно.
Система была устроена следующим образом:
в министерстве обороны СССР имелось управление заказа,
которое напрямую разговаривало с производителями военной продукции.
Можно сказать, заказчик и производитель работали, как одно целое.
Да, между ними возникали жесткие споры и по ценам, и по качеству продукции,
но компромиссы всегда находились.
В СССР была и военная приемка:
ее представитель следил за выполнение заказа и за его качеством.

Плюс к тому, имелась соответствующая система финансирования оборонзаказа.
Авансовые платежи шли исключительно поэтапно, по ходу работ.
Аванс сначала отпускали на проект,
и если заказчик не выполнял работу, или похищал деньги,
следующий этап просто-напросто не оплачивался.

«СП»: – А как система работает сейчас?

– Сценарий всегда один:
сначала сговор заинтересованных сторон, а потом на проект

(в рамках которого еще ничего не сделано, нет даже чертежей)
сразу выделяются огромные деньги.
Причем, идут они не напрямую от заказчика, а через трех-четырех посредников.

Сегодня, в нынешней криминальной системе,
на первом месте стоит корпоративный интерес ее участников.
Критерий один – как можно больше положить в собственный карман,
а как при этом выполняется оборонзаказ – дело десятое.

Я бы сказал, сама идеология производства вооружение неправильная,
а организация этого производства – преступна.
Разве непонятно было в «нулевые»,
что организовать производство военной техники может только специалист,
который прошел все ступеньки – и конструкторские, и административные
– на предприятиях ОПК?
Но был запущена схема, в которой не конструктор и не директор оборонного предприятия
являются главными, а назначенный извне «эффективный менеджер».

Я встречался с такими «эффективными» управленцами.
Например, один из них возглавил холдинг
по разработке и производству боеприпасов НПО «Базальт».
Оптимизация свелась к тому,
что из руководства убрали маститых оборонщиков, некоторые цеха остановили,
часть работ свернули, а ряд помещений сдали в аренду под склады.

«СП»: – Генпрокуратура знала об этом?

– Конечно. Назову только одну цифру.
Главный военный прокурор вынес более 150 представлений
в адрес бывшего главы оборонного ведомства Анатолия Сердюкова.
Но господин Чайка эти представления не поддержал.
Получается, военная прокуратура художества Сердюкова видела,
а Генеральная закрывала на них глаза.

«СП»: – Выступление Чайки является сигналом, что ситуация в ОПК меняется?

– Хочется на это надеяться.
Сейчас и президент Владимир Путин, и министр обороны Сергей Шойгу
отдают себе отчет, что вместо полноценной армии у нас жалкая россыпь бригадного типа.

Именно поэтому на перевооружение выделаются колоссальные деньги – 20 трлн рублей.
Но сейчас стало очевидно, что одних денег недостаточно, нужно менять всю систему ОПК.

Конечно, первым делом следует навести в ней жесткий порядок
– вор, как известно, должен сидеть в тюрьме.
Но даже это сегодня положение дел не спасет.

«СП»: – Как должна выглядеть системная перестройка оборонной промышлености?

– Нужно создать банк данных исследовательских учреждений и предприятий,
которые выпускают оборонную промышленность,
и провести анализ реальных возможностей нашего ОПК.

Второй момент – вернуться к советской цепочке,
когда головной исследовательский институт руководил сетью
соответствующих конструкторских бюро,
а КБ были замкнуты на опытные производства, и, далее, на серийное производство.

Наконец, нужно собрать лучшие умы России, и определить:
с какими типами войн мы столкнемся в XXI веке,
и какие типы вооружений нам нужны.
Сегодня ставка на ракетно-ядерное оружие становится бессмысленной,
а между тем в это оружие вкладываются огромные деньги.
Ставку нужно делать не на танки и стрелковые комплексы,
а на прорывные технологии XXI века.
Только после этого следует расставлять приоритеты, кому и сколько денег в ОПК выделять.

А не поступать, как сейчас – раздавая всем сестрам по серьгам…

– Власть в лице Путина – в данном случае, через Чайку
– посылает элитам сигнал, что время сытых «нулевых» прошло,
– считает директор Центра политологических исследований
Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин
.

– В «нулевые» казалось, что нефтегазовые доходы будут только расти,
и власть действовала по принципу:
пусть разворуют 90%, но на 10% что-то сделают.
Сейчас позиция другая – по всем направлениям идут сигналы,
что нужно затягивать пояса.
Коснулось это и темы оборонзаказа.
Кремль, скорее всего, выделит на перевооружение армии
гораздо меньше тех 20 трлн. рублей, которые обещал.
В этой ситуации актуален сигнал,
что необходимо сокращать коррупционные издержки в оборонном секторе.

Фактически, под удар в докладе Чайки впервые попали «священные коровы»
– оборонные корпорации.
Раньше системной информации со стороны госорганов о коррупции
именно в этих структурах не поступало.
Думаю, отчасти это и удар по идеологам госкорпораций,
прежде всего, по главе «Ростеха» Сергею Чемезову.
Именно он был наиболее ярым лоббистом идей госкорпораций вообще,
и госкорпораций в оборонном секторе – в частности.

«СП»: – Какими будут результаты этого удара?
– Здесь можно только гадать.
Генпрокуратура – не Следственный комитет,
она не имеет права возбуждать уголовные дела.
Поэтому выступление Чайки можно считать, скорее,
публичным докладом первому лицу государства,
вопросом, поставленным лично перед Путиным.
Президенту и решать, какими будут последствия.

Думаю, в ближайшие месяцы внутриэлитных разборок не будет:
власть берет тайм-аут на период Олимпиады.
Сейчас основная ее задача
– провести Игры и получить позитивный международный резонанс.
Но есть основания полагать, что сразу после Игр в высших эшелонах будет разбор полетов:
кто и сколько своровал на олимпийском строительстве, кто и сколько своровал в оборонке…

Фото: РИА Новости
Tags: Жулики и воры, Предательство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments