doctalovtyz (doctalovtyz) wrote,
doctalovtyz
doctalovtyz

Правильный хоккей

Оригинал взят у borisakunin в Правильный хоккей
    Захотелось написать про что-нибудь успокоительно неполитическое
и по возможности прекрасное.
     Не про клюшку с шайбой, как вы могли подумать.
А про то, что меня всегда умиротворяет, – про хокку.
Сяду-ка я на своего любимого конька и немного на нем покатаюсь.
Подремонтирую душевную гармонию.
     Однажды мне нужно было сформулировать главный (для меня) метод искусства.
И я решил, что его следует назвать «принцип хокку».
     Это художественная манера, при которой самое важное и ценное
не суется читателю или зрителю под нос, а наоборот,
маскируется от невнимательного или неподготовленного глаза какой-то мишурой.
Тот, кому эта суть ни к чему, скользнет скучающим взглядом, пожмет плечами,
да и отойдет в сторону.
Бог с ним, не для него написано, нарисовано, снято.

     Зато тот, кому действительно нужно – адресат, – ощутит укол в сердце.
Именно для этого человека "хокку" и создавалось.

     Форма вовсе не обязательно должна быть минималистичной.
Я знаю толстенные авантюрные романы, которые написаны не ради приключений,
а, скажем, для упаковки некоей идеи или концепции
("Остров сокровищ", например. Или "Имя Розы").
Кому идея неинтересна, следит за сюжетом,
который в идеале должен быть вполне самодостаточен.

     Мне кажется, что это вообще особенность всякого сильного произведения искусства:
оно всегда на самом деле не о том, о чем рассказывает или что показывает.
Потому что если о том – это уже не искусство, а декларация;
не fiction, а non-fiction; не живопись, а фотография
(хотя среди фотографий тоже встречаются снимки, сделанные по «принципу хокку»).

     Давайте я вам продемонстрирую на нескольких примерах,
как «принцип хокку» сработал для меня - в жанрах искусства,
в которых я малоискушен и потому медленно «догоняю».

     Допустим, я давным-давно знаю вот эту песню БГ:

    И только недавно, слушая ее на концерте, вдруг понял, про что она:
совсем не про анютины глазки и не про божьих коровок, а про то,
что не нужно бояться смерти.
Хотя в песне про это ни слова.

     Или вот вам картина не слишком известного импрессиониста Жан-Луи Форена,
мимо которой я неоднократно проходил в музее Орсе безо всякого интереса.
1

     Одно из моих любимых занятий – слоняться по  знаменитой картинной галерее,
произвольно остановиться у какого-нибудь малопримечательного полотна
и начать в него вглядываться.
Иногда обнаруживается, что я, будучи профаном, не распознал «хокку».

     Я-то думал, что Форен изобразил какого-то продавца кружев,
желая похвастаться, сколь мастерски умеет выписывать легкую, переливчатую ткань.

     А оказалось, что надо было всего лишь прочесть подпись.
Работа называется «Вдовец».
Она совсем не про кружева,
а про счастье, которое навсегда закончилось и больше не вернется.

     Или вот другая картина, с прямо противоположным мессиджем.
Написал ее современный испанский художник  Альваро Реха,
последователь Шагала, Филонова и Лентулова.
Называется «Апельсиновая мать».
2
Alvaro Reja. Madre de la naranja

     Картина мне очень понравилась. Я почувствовал в ней некую добрую силу.
И решил – пусть повисит какое-то время в спальне.
Буду утром просыпаться и получать заряд позитива.

     Я ненаблюдательный. Л
ишь недавно я рассмотрел на щиколотках младенца следы от гвоздей.
Понял, что Madre – это не «мать», а «Богоматерь».
Картина же напитана правильной энергией потому что она…
Ну, допустим, про то, что всё страшное примерещилось, было дурным сном.
Теперь, спасибо апельсину, который никакой не апельсин,
всё хорошо и всегда будет хорошо.

     Вот какой хоккей нам нужен, господа.
Tags: Акунин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments