doctalovtyz (doctalovtyz) wrote,
doctalovtyz
doctalovtyz

Дурной сон госзаказа

Режиссер Андрей Звягинцев о том,
может ли государство вмешиваться в работу художника

27.10.2016, 14:14


Навальный пишет:
Мощнейшее открытое письмо
режиссера фильма «Левиафан» Звягинцева я прочитал только что,
поэтому не исключаю, что есть вокруг такие же слоупоки как я.

Это должен прочесть каждый,
поэтому если пропустили — читайте,

публикую полностью.

Там всё очень важно,
а особенно прямо высказанная мысль о государственных деньгах,
которыми Кремль подкупает и шантажирует:

Ключевая черта, свидетельствующая о безнравственности нашей власти,
в том и состоит, что она совершенно убеждена:
деньги, которыми они распоряжаются, принадлежат им.
Они забыли, с какой-то удивительной легкостью изъяли из своего сознания
простую и очевидную мысль,
что это не их деньги, а наши.
Общие.

Деньги, на которые они «заказывают» свои агитки, взяты у народа.

Дурной сон госзаказа.

Режиссер Андрей Звягинцев о том,
может ли государство вмешиваться в работу художника

В ответ на отчаянное, глубокое и чрезвычайно важное
для сегодняшнего дня высказывание Константина Райкина о цензуре
на следующий день
высказался пресс-секретарь нашего президента Дмитрий Песков.

Позволю себе высказаться тоже.

Совершенно очевидно,
что в пространство культурной жизни страны цензура вошла в полный рост.
Отрицать это может только лжец или невежда.
Запрет спектакля, запрет выставки, запрет публикации текста
— все это и есть цензура.
Просто невероятно, с какой легкостью сейчас происходит подмена понятий.
Никто даже и не морщится.
Мы говорим: «Это цензура», они говорят: «Это госзаказ».
И еще нам же предлагают «не путать понятия».
Вы сможете назвать хоть один оперный театр или хотя бы с десяток кинокартин,
созданных без участия государства?
Ситуация в нашей экономике и культуре сейчас такова, что их нет.
Стало быть, следуя логике пресс-секретаря,
для которого «если государство дает деньги…
оно заказывает произведение искусства на ту или иную тему»
, выходит,
что практически вся культурная жизнь России сегодня ангажирована властью.

Кто же эти люди, которые осуществляют заказ?
Аристархов с Мединским?
Или, может быть, Яровая, или Песков?
Формулировать заказ будут они?
Да, есть чиновники, которым верховная власть делегировала обязанности
руководить Министерством культуры и прочими профильными ведомствами.
Но не они создавали Большой театр или тот же «Сатирикон»,
как не они вырабатывали законы поэтики и эстетики,
формировали направления и течения современного кинематографа или театра.

Как могут они «заказывать искусство»?

В нашей стране миллионы людей, каждый из которых выбирает себе профессию,
долго учится, совершенствуется, чтобы стать мастером своего дела.
Учителя знают, как преподавать, врачи — как лечить, художники — как творить.
И вдруг появляются государственные мужи,
которые начинают всех их учить и «лечить» заново.
Кто же наградил их безупречной квалификацией
сразу во всех видах человеческой деятельности?
Когда, наконец, чиновники поймут, что их дело
— организовывать и поддерживать труд людей,
а не раздавать им свои «заказы»?

Вмешательство властей в профессиональные дела любых специалистов
часто абсурдно, но во сто крат абсурднее вмешательство в дела художников.
Это профессия, сама суть которой — свободное творчество,
то есть рождение нового, до поры до времени не известного даже самому художнику.
Когда чиновник задает автору тему
и контролирует «правильное» ее воплощение в акте искусства,
он метким ударом стреляет в самое сокровенное, что есть в профессии,
— в тайну творческого процесса.

Песков говорит, не сомневаясь в верности своего суждения,
что, раз государство платит художнику,
то, стало быть, художник должен обслуживать его — государства — волю.

Если помните, есть такая вульгарная шутка:
«Кто девушку ужинает, тот ее и танцует».

Примерно таково и представление власти об искусстве.
Эти люди решили, что именно они знают, что нужно народу,
и на его деньги заказывают свои жалкие поделки.
Как правило, выходят произведения очень ограниченные
— и ремесленным исполнением, и узостью взгляда на предмет,
притом любой предмет.
Такими «заказами» чиновники оскопляют творческую мысль,
заставляют художника превратить свое стило
в долото грубого ремесленного пошиба.

Нет, не художник обязан государству, а государство обязано помогать художнику.
Власть обязана пестовать гений,
поощрять свободный поиск талантливых представителей народа,
потому что именно так тело народа осознает себя, взрослеет, совершенствуется,
просвещается вместе с этими прозрениями, порой ранящими публику,
порой обескураживающими ее, но всегда создающими то напряжение смыслов,
которое и необходимо как вода в пустыне
душе и разуму зрителя, читателя, слушателя.

Глядя на свободно струящееся тело произведения вольного ума,
зритель видит, как в отражении, себя самого свободным и вольным,
потому что, как известно, художник не может не петь песню,
которая немотствует на устах его народа.

Власти же вместо этого поощряют бездарную, унылую ложь о человеке,
заполонившую экраны и телевизора, и кинотеатра.
Отдаляют тем самым человека от самого себя, настоящего и сложного.

Вот чем оборачивается их «госзаказ».

Господин Песков не стал комментировать слова Райкина
о чудовищных выходках людей,
публично ломающих скульптуры и обливающих мочой фотографии.
Тем самым подтверждая мысль Константина Аркадьевича:
государство предпочитает всего этого не замечать.
Причина, увы, очевидна.
Активность этих расплодившихся как кролики общественных организаций,
этих безнравственных блюстителей нравственности и есть истинный госзаказ,
даже если оскорбленные действуют из собственных убеждений.
Потому что у сегодняшнего государства есть этот заказ
— сделать страну усредненной, однообразной, изоляционистской,
послушной, как стадо, державой.

Агрессивные маргиналы всегда хорошо чувствуют такой «госзаказ».

Теперь о главном, что меня поразило в высказывании Пескова.
Впрочем, я не раз слышал примерно эту же позицию из уст Мединского
и еще одного героя пламенной речи Райкина — господина Аристархова.

Ключевая черта, свидетельствующая о безнравственности нашей власти,
в том и состоит, что она совершенно убеждена:
деньги, которыми они распоряжаются, принадлежат им.
Они забыли, с какой-то удивительной легкостью изъяли из своего сознания
простую и очевидную мысль, что это не их деньги, а наши.
Общие.
Деньги, на которые они «заказывают» свои агитки, взяты у народа.
А в народе живет такое огромное богатство мнений и желаний,
что их никогда никакой власти не угадать.
Как-то раз мне довелось дискутировать с господином Мединским
вокруг той же темы,
и меня удивило, с какой искренней убежденностью он верит в то,
что это они дают нам деньги.
То простое обстоятельство, что эти деньги такие же мои, как и его,
ему просто не приходит в голову.

Желающим что-нибудь заказать художнику я могу предложить следующее.

Продайте свой дом или автомобиль и на вырученные деньги закажите,
например, спектакль.
Или десять спектаклей.
Если найдутся охочие, а такие точно найдутся, они и покажут вам на сцене то,
что вам хочется.
А пока вы исполняете волю народа, получая зарплату из народных денег,
пока вы такие же, как и мы, граждане страны,
помогайте свободным художникам осуществлять свою деятельность,
а не мешайте им.
Услышьте же, наконец, что они не хотят ваших «заказов».
Не хотят с вами ни ужинать, ни танцевать.

И последнее.
Моему сыну только на днях исполнилось 7.
Он не знает, кто такой Путин.
Потому что живет в счастливой стране по имени детство.
По крайней мере я считаю, что ему совсем ни к чему знать,
кто такой Путин или Жириновский,
что такое «пакет Яровой» или законы Милонова и Мизулиной.
У нас дома нет телевизора уже много лет.
В этом сентябре он пошел в первый класс.
Уже в конце первой недели обучения на мой вопрос, что они изучают в классе,
мой сын ответил:
«В Москве есть Красная площадь, Кремль и зоопарк,
а еще у нас есть президент Путин, он хороший и добрый».

Вот это и есть госзаказ:
вместо объективных знаний — идеология,
вместе с писанием закорючек — пропаганда.

Лао-цзы говорил:
«Лучший правитель тот,
о котором народ знает лишь то, что он существует.
Несколько хуже те правители,
которые требуют от народа их любить и возвышать.
Еще хуже те правители, которых народ боится».

Другой перевод звучит еще строже:
«В благополучном государстве подданные не знают имени своего правителя».

Мы ходим по кругу.
Знакомые тени встают и снова ввергают нас в дурной сомнамбулический сон,
в котором нам снится наш страх.

В Кремле ответили на слова Звягинцева
о государственной цензуре в искусстве

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков
ответил на заявление режиссера Андрея Звягинцева о том,
что государство не вправе цензурировать произведения искусства,
создаваемые на бюджетные деньги.
По его словам, чиновники
«распоряжаются деньгами государства в интересах самого государства»,
передает корреспондент Дождя.

Фото: Григорий Собченко / «Коммерсантъ»

На днях Песков заявил, что «цензура недопустима», однако,
«если государство дает деньги на ту или иную постановку»,
оно «вправе обозначить ту или иную тему».
Таким образом он отреагировал на вызвавшую широкий резонанс
речь художественного руководителя театра «Сатирикон» Константина Райкина
о цензуре и борьбе государства «за нравственность в искусстве».

Звягинцев, отвечая на слова Пескова, заявил,
что, по мнению руководства страны,
«деньги, которыми они распоряжаются, принадлежат им»,
в то время как «деньги, на которые они "заказывают" свои агитки, взяты у народа».
«В народе живет такое огромное богатство мнений и желаний,
что их никогда никакой власти не угадать», — добавил он.

Песков признал, что режиссер выразил мнение «здорово, аргументировано».
Он также заверил, что «с большим уважением»
относится к точке зрения режиссера.

При этом пресс-секретарь не согласился с тем,
что «чиновники относятся к этим деньгам, как к своим».
«Чиновники распоряжаются деньгами государства
в интересах этого самого государства.
Грубо говоря, если государство считает, что курение вредит здоровью,
то государство вправе сказать, чтобы в кино никто не курил,
если оно просит за это деньги.
Можно ли назвать это цензурой? Нельзя», — считает он.

К «огромному таланту» Райкина, по словам Пескова,
в руководстве страны также относятся «с безграничным» уважением.
«Но я хочу, чтобы Райкина назвал хоть один случай,
когда кто-то пытался ему что-то навязать или запретить.
И тогда мы вернемся в начало этой дискуссии», — добавил он.

«Просто бес попутал этого мотоциклиста, который его [Райкина] оскорбил.
Я надеюсь, что он извинится», — сказал Песков.

О каком «мотоциклисте» идет речь, пресс-секретарь президента не уточнил.

С речью о цензуре Райкин выступил 24 октября
на съезде Союза театральных деятелей России.
Он, в частности, выразил мнение, что запрет цензуры
— «величайшее событие векового значения»,
а у кого-то «чешутся руки» это изменить.
По словам худрука «Сатирикона», «группки оскорбленных якобы людей <…>
закрывают спектакли, закрывают выставки»,
а власть относится к ним «нейтрально».

Речь Райкина раскритиковал
лидер мотоклуба «Ночные волки» Александр Залдостанов (Хирург).
«Дьявол всегда соблазняет свободой!
А под видом свободы эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву,
по которой текли бы нечистоты», — считает он.
Байкер также пообещал сделать все, чтобы защитить россиян
«от американской демократии, несмотря на все их репрессии против свободы,
которые они распространяют по всему миру».


Смотрите также: Жесткая речь Константина Райкина

— о цензуре, «наездах на искусство» и «сталинском лексиконе» Минкульта
Tags: Личности, Придурки во власти
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments